Мизинец, 11.11.2024, 06:59 | Главная | Регистрация | Вход |
Наш опрос
|
Трактат о футболе - Форум
Трактат о футболе
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:30 | Сообщение # 1 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Футбол. Мы любим эту увлекательную спортивную игру, дополненную внутреннего драматизма и яркого зрелищного действия. Мы любим эту игру, требующую одновременно и стремительного мужества и хитроумного расчёта, изощрённой личной техники и безоговорочного слияния с коллективом соратников, изобретательной неожиданной выдумки и строжайшей дисциплины, мгновенного порыва и длительной волевой выдержки, сильных мышц и тренированного характера.
Сколько людей у нас играют в футбол, подсчитать невозможно! Только в официальных клубных командах России состоят, то есть регулярно играют и организованно тренируются, несколько миллионов человек.
Мы любим футбол. Любим даже и тогда, когда по возрастным или каким-нибудь другим причинам не можем сами выйти с мячом на поле. Людям импонируют и рыцарская отвага схваток вокруг мяча, и изобретательная находчивость в решающие моменты игры, и атлетическая отвага. Великое братство футбольных болельщиков стремится перенести с игрового поля в свою повседневную жизнь этот дух великолепной и бескорыстной заинтересованности в победе, истинного мастерства и слаженного боевого товарищества.
Как утверждают специалисты футбола и психологи – об этом виде спорта не надо говорить научно. Сложно и безынтересно читать футбольные статьи и отчёты, написанные примерно в таком стиле: «Кривая попадаемости во втором тайме резко регрессировала за счёт турбулентности действий квинте-та нападающих, наступательный потенциал которых…» Становится понятным, что некоторым футбольным специалистам не терпится обнаружить свою широкую образованность, но нам-то, читателям, какого?
И потом, не надо думать, что в футболе можно всё понять и научно объяснить. В футболе есть вещи не объяснимые, так же как и в нашей любви к нему. Французы говорят: «Я люблю, потому, что люблю». К этой же области желания всё до конца понять и научно объяснить относится мучительный спор насчёт того, в чём красота футбола. Одни считают, что красота в количестве забитых мячей, другие видят её в изящной ком-позиционной борьбе, третьи простодушно признавались, что для них красота – в победе, пусть даже в один мяч, забитый с сомнительного пенальти.
Можно бесконечно продолжать этот спор. Правы все, и не прав никто. Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен подчеркивал, что для преодоления усиливающегося разрыва между физическим и духовным развитием людей необходимо укрепление союза спорта и искусства. Он считал, что это является одним из важнейших социально-педагогических средств разностороннего, гармоничного развития человеческой личности.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:31 | Сообщение # 2 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Прежде всего, необходимо определить, что такое футбол и как его рассматривать с позиций категорий эстетики, которая, как известно, исследует закономерности эстетического (aisthetikos) освоения человеком мира, сущности и формы творчества по законам красоты, то есть прекрасного. Эта категория эстетики трактовалась и трактуется различными философскими учениями: материалистически – Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар; идеалистически – Платон; реалистически – Дидро, Руссо, Шиллер, Гёте; формали-стически – Кант.
Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы из биологиче-ских закономерностей, из «природы» человека. Он наиболее близко подошёл к современным понятиям эстетики, предметом которой есть исследование трёх неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной действительности; 2) субъективно-эстетического (эстетического сознания); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно- и объективно-эстетического.
Основные эстетические категории – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое являются специфической формой отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений к каждой из областей общественного бытия: производственно-трудовой, общественно-политической деятельности, в культуре и быту.
Итак, определён сегмент, в котором можно будет рассматривать такое явление как футбол – культура, то есть эстетическое восприятие обществом действий, произведённых отдельной группой людей. И ещё надо сузить этот сегмент, так как эстетическая оценка социумом выступлений артистов и музыкантов несколько иная, нежели эстетическая оценка спортивных состяза-ний.
В чём эта разница? Восприятие спортивных состязаний базируется на ожидании результата, чаще всего непредсказуемого. Дополнительно обостряет это восприятие фактор неожиданности, присущий любому состязательному виду спорта. Ещё уменьшим область исследований, исключив индивидуальные виды спорта. Футбол – игра командная. Итак, определена область анализа и инструменты, сейчас разберём сам предмет – футбол.
В классическом варианте – это борьба за обладание мячом двадцати двух человек. Цель – завести мяч за линию ворот противника. Сама игра крайне демократична – здесь не играют роли антропометрические природные данные (рост, вес и т.д.). Один из главных критериев – владение мячом. Техническая оснащённость тоже крайне проста и естественна – только специфическая обувь и экипировка (трусы, футболка, гетры, щитки).
Что такое игра? Упрощённо ответить можно так – конфликтная ситуация, в которой соперники ищут наиболее оптимальный путь для выхода из неё с наименьшими потерями для себя и максимальными для противника. Рамки конфликтной ситуации определяет игровое поле. Пространственно-временная структура, смоделированная соперниками перед началом игры, постоянна и неизменна (время проведения матча, правила, площадка, регла-мент).
Объект конфликта (игры) в футболе мяч. Субъекты конфликта (игры) – соперники. Инструменты – техническое оснащение. Чем качественней инструменты соперников, тем точнее они воплощают свою мысль в действия с объектом – мячом. Чем выше уровень мышления, тем выше уровень игры. Иногда эстетическое восприятие от игры проигравшего больше, нежели от игры победившего. Изящно, комбинационно творившая на поле команда проиграла жёстко сформированному сопернику, игравшему строго и надёжно.
Складывается эстетическое восприятие такой игры из многих факторов: изящество, ажурность, тонкость задумок, элегантность проиграли строгости, надёжности и простоте. Значит, в восприятии зрителя важен не только результат, а точнее совсем не результат, а эмоциональная картина игры. Результат даёт только дополнительную окраску. По данным проведенного спортивными журналистами газеты "Спорт-экспресс" опроса в ходе Чемпио-ната России 2002-03 годов, в целом зрителю важен сам процесс игры, а потом уже результат.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:32 | Сообщение # 3 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Подтверждает этот вывод и следующая ситуация: команды сыграли вничью, но при этом была феерическая игра – фантастические броски за мячом вратарей, каскады финтов нападающих, чистые длинные подкаты защитников, длинная и тонкая сеть комбинаций полузащитников, мощные и точные удары по воротам. Результат – ничья, но игра запомнится, и её долго будут вспоминать очевидцы. Это один из множества парадоксов в футболе.
Выделим компоненты общего понятия «эстетика футбола»: 1) эстетика правил; 2) эстетика экипировки; 3) эстетика игрока; 4) эстетика команды; 5) эстетика спортивных сооружений; 6) эстетика болельщиков; 7) эстетика судейства; 8) эстетика освещения футбола СМИ. 1) Эстетика правил.
Правила игры в футбол очень жёстки и консервативны. Определённые в самом начале становления игры, а это еще вторая половина XIX века, они почти не изменились – мелкие технические изменения не повлияли на базовые правила: запрет игры в поле руками, правило «вне игры». Отдельный свод правил отводится одной категории игроков – вратарю, которому разрешена игра руками в пределах штрафной площади. Возможна именно эта консервативность, а значит, и стабильность правил вывела футбол в отдельную категорию спортивных игр – максимально доступных и максимально наблюдаемых зрителями. Значит здесь можно применить к правилам и эстетиче-скую категорию – красота. По определению древнего китайского философа Лао-Цзы (5-6 век до нашей эры): «красота – это спокойствие». Таким образом, именно в стабильности правил футбола, в их спокойствии, когда они не подвержены многократным изменениям и есть одна из составляющих эстетики правил игры.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:32 | Сообщение # 4 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| 2) Эстетика экипировки.
В спортивной экипировке доминантным требованием является удобство для исполнения технических приёмов. Футбольные бутсы претерпели изменения только в применении современных материалов для уменьшения веса и с учётом эргономики (удобство, сцепление мяча с покрытием бутс, прочность). То же самое можно сказать о гетрах, прикрывающих щитки.
Наиболее значимую роль в эстетическом восприятии экипировки играют трусы и футболка. И эта составляющая оказалось наиболее изменяемой: трусы от широких и длинных до колен - в начале становления, коротких и облегающих – в начале 80-х годов, до усреднённых – современных. То есть приоритет остаётся за целесообразностью. И этой трансформации не удалось вырваться из «прокрустова ложа» - целесообразности (оптимальный результат достигается орудием, оптимально приспособленным для производства действий по его достижению).
Цвет экипировки тоже формирует восприятие игры. Спектр чрезвычайно широк, как и комбинации. Исследования психологов, в частности Макса Люшара, О. Н. Гавриленко, П. В. Симонова, показывают, что цвет вызывает у наблюдателя разное эмоциональное состояние: красный – агрессивность, зелёный – спокойствие, оранжевый – чувство тревоги, чёрный – подавляет и угнетает эмоции и т.д. То есть цвет, как один из факторов, формирует эстетику игры.
Футбольная экипировка – это неотъемлемый компонент эстетического восприятия игры. От её удобства и практичности зависит состояние игроков, связанное с комфортностью, так же она влияет на эмоциональное состояние зрителя, и облегчает ему восприятие игры.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:33 | Сообщение # 5 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| 3) Эстетика игрока.
Казалось бы, критерий восприятия прекрасного довольно узок – высокий, гармонично сложенный атлет, соответствующий всем канонам красоты, но не в футболе. Ещё один из парадоксов этой игры. Бразильский футболист Эдсон Аррантес До Насименто – Пеле обладал гармоничным сложением, его работа с мячом была точна и очень естественна, плавна и непрерывна. Он играл, как думал, также естественно. Словом абразия классической красоты футболиста, но вот ещё один гений футбола Маноэль Франсиско Дос Сантос – Гарринча. В детстве он перенёс тяжёлую болезнь, искривившую его ноги, так одна стала короче другой на несколько сантиметров, и в обычной повседневной жизни он выглядел как хромой человек, с длинным торсом, короткими ногами, искривлёнными в одну сторону, но на футбольном поле он выглядел волшебником. На его, в сущности, простой, финт (показ влево и резкиё уход вправо) попадались все защитники мира, даже прекрасно знающие этот приём. Гарринча на правом краю был прекрасен – это признал весь футбольный мир. Как прекрасен был и Пеле на футбольном поле.
В искусстве проблема эстетического всегда ставится в двух аспектах: в связи с особенностями процесса создания художественного произведения и в связи с характеристиками восприятия произведения искусства рецепиентом. Футбольная деятельность в целом такова, что вопрос об эстетическом здесь также следует ставить в двух планах: эстетическое в действиях футболиста и эстетический компонент восприятия футбольного состязания зрителем, болельщиком. Каждый из этих случаев эстетического обладает определенной самостоятельностью и будет рассмотрен отдельно. Начнем с вопроса об эсте-тическом содержании деятельности футболиста.
Здесь, конечно, следует говорить, в первую очередь, о переживаниях со-провождающих двигательную активность футболиста и о переживаниях, связанных с тактическими моментами поведения его в игре. Мы имеем в виду такое двигательное действие, которое в целом разворачивается без контроля со стороны сознания, на «автомате», но при этом по-особому сознательно переживаемое. В этом случае речь идет о высшем спортивном мастерстве футболиста как «комплексном ощущении двигательного действия в целом».
В футболе так называется чувство мяча. При переживании атлетом такого чувства имеет место ситуация, в которой совершаемое им действие стано-вится целостно данным ему образованием. Целостность здесь – внутренне ощущаемая целостность, когда сознание не рефлексирует по поводу ее. Футболист просто погружен в движение, полностью отдан ему. И, как утверждает Н. Н. Визитей, «перед нами живой случай эстетического ощущения – между мной и другим (который почти неразличим) – гармония, ибо нет их напряженного противостояния».
Действительно, ведь это чувство указывает насколько искусно, мастерски владеет мячом футболист, насколько совершенно он им (мячом) управляет. А уж если оно присуще спортсмену изначально, то о нем говорят – «талант от Бога».
Безусловно, таким даром обладал всеми признанный вышеупомянутый Король Футбола – Пеле. Убедиться в этом нам позволяют кадры кинохроники Чемпионата Мира 1958 г. в Швеции, где юный 18-летний бразилец впервые дебютировал на высоком уровне и сразу заслужил признание короля Швеции за потрясающую игру на турнире. На них видно как мяч «приклеен» к его ногам, как его движения торсом повторяют движения мяча – футболист буквально сливается с мячом в единое целое. Игра Пеле не могла не вызывать приятного наслаждения как у него самого, так и у торсиды. Ведь как указывал Г.Г. Гадамер «в переживании искусства присутствует полнота значения, принадлежащая не только данному особому содержанию как предмету, но скорее представляющее смысловое целое жизни».
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:33 | Сообщение # 6 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Итак, именно умение отключить внимание и сосредоточиться на выполняемом упражнении, уйти в движение – одно из необходимых условий эстетического переживания собственного двигательного действия. Понятно, что это умение способствует также и достижению высокого спортивного результата.
Далее, следует отметить определенную аналогию между спортсменом и актером. Футболист уходит в движение также, как актер уходит в образ. Од-нако, как замечают многие крупные театральные деятели (например, Г. А. Товстоногов, К. С. Станиславский), актеру необходимо стать «другим», вой-ти во внутренний мир художественного героя (чтобы зритель действительно почувствовал искренность представления), но при этом должен продолжать быть самим собой, сохранять свое Я. В любом случае, «какой-то части его (актера) сознания нужно оставаться свободной от захвата пьесой для контро-ля над всем, что он испытывает и совершает как исполнитель своей роли». Но это, конечно, должно быть незаметно зрителем.
Если мы посмотрим и проанализируем игу футболиста, то его умения можно будет определить по трём параметрам: игра в команде и, главное, на команду; владение мячом, то есть контроль мяча и отбор мяча.
К одним из главных, с точки зрения эстетики, ценностям в футболе относят контроль мяча футболистом. Владение мячом футболистом на футбольном поле во время футбольного матча сопряжено с целым рядом обстоятельств. Игроку, контролирующему мяч, принадлежит Божественная Энергия Созидания. Он – центральная фигура на поле. На него направлены все взгляды, на него устремлен глазок телекамеры, орлиный взгляд судьи, страстное око поклонниц, преданное – болельщиков, проникновенное и язвительное – телекомментатора, нетерпе-ливое и ожидающее – одноклубников, страждущее и напряженное – соперников, гордое – жены и родителей, взирающее с интересом – потенциальных покупателей, ненавидящее – покинутой любовницы, оценивающее – спонсо-ров и потенциальных спонсоров. Игрок сам превращается в око, всевидящее и всезнающее, вселенское око конструктивной силы и высшего разума. Как может такой игрок расстаться с мячом.
Каждый футболист по своей природе тщеславен. Страстная тяга игрока забить гол есть сублимация подавленного эго и попытка преодоления навязчивого комплекса неполноценности.
Игрок, контролирующий мяч, как уже было сказано, – Божественная Энергия Созидания. В этом случае его партнеры несут метафизическую функцию тленного и грешного человечества, предельной цели созидания – согласно христианской теологии.
Эстетика футбола тесно сопряжена с владением мячом футболистом. Да, безусловно, есть своя эстетика в искусстве защищаться, но в футболе главное – правильно распорядиться мячом, что более ценно.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:34 | Сообщение # 7 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Но всё же, с другой стороны, важным тезисом болельщика-интеллектуала является теория о том, что не только гол украшает игру: на то он и интеллектуал, что такие простые решения его не устраивают. Можно сказать определеннее: далеко не гол украшает футбольный матч. Только футбольный профан может, подобно одному известному в далеких от футбола кругах товарищу, сравнивать гол с процессом дефлорации, намекая, что в этом состоит цель игры. Видеть в голе цель - все равно, что следить за сю-жетной коллизией порнографического фильма.
Великолепной стороной футбола является подкат. Именно он одна из вершин футбольного мастерства футболиста - но только тогда, когда он исполнен чисто и безупречно. К сожалению, правильный подкат - явление редкое. Хороший подкат пик эстетики футбола; плохой… Подкат в футболе есть эффективный и эффектный прием, одна из вершин футбольного мастерства футболиста и один из принципов бытия - об этом знает каждый болельщик, осмеливающийся назвать себя интеллектуалом. К сожалению, вырождение современного футбола началось и продолжается именно из-за незнания и стойкого игнорирования данного факта. Ведь подкат переводит футбол из просто игры в разряд искусства - искусства умирать и воскресать из небытия. Подкат без футбола как-нибудь сумеет выжить, а вот футбол без подката превратится в прозу израильских романтиков.
Продолжая рассматривать данный раздел, следует упомянуть ещё об одном важном моменте. В футболе существует две категории игроков – это полевые игроки и вратари, действия каждой группы также можно рассматривать с точки зрения эстетики.
Начнём с эстетики игры вратаря. Позицию вратаря в футболе необходимо рассматривать отдельно, настолько специфичны её особенности и настолько велика его роль в построе-нии эстетической конструкции футбола.
Вратарь - это единственный игрок, имеющий право играть руками в своей штрафной площади; единственный в команде игрок, несущий косвенную, малую роль в формировании комбинационного плана команды; единственный игрок, ошибка которого при приёме мяча может изменить процесс игры от вялотекущего, до взрывного, отыгрывающегося «навала». Например, мяч, пропущенный при нулевом счёте за несколько минут до конца.
Поэтому все великие голкиперы (Замора (выступал 1920 – 1936гг., Планичка (1923 – 1938), Яшин (1945 – 1970)) были ярко выраженными индиви-дуалистами в игре. И это проявлялось в их стиле игры: акробатические прыжки испанца Заморы; феноменальная реакция и резкость чеха Планички; плавная, точная, сверхнадёжная игра русского Яшина.
В игре голкипера важно соблюдать принцип Оккама: «Не умножай сущностей сверх необходимого». Например, обладая прекрасной реакцией, отменной прыгучестью, отменной техникой ловли, голкипер может при приёме мяча, летящего полутора метров и в двух длинных шагах от него, выбрать три варианта: 1) красивым косым броском зафиксировать его и приземлиться мягким перекатом; 2) резким прыжком отбить кулаком; 3) сделать два длин-ных шага, аккуратно зафиксировать мяч, оставаясь на ногах.
Третий вариант соответствует принципу, сформулированному английским монахом Франциском Оккамом, названным «бритвой Оккама». Принцип срединности между полярными крайностями. Часть наблюдателей за игрой будут восхищаться первым вариантом – красивым броском, но истинные знатоки отметят эстетически выше красоту и эффектность третьего варианта. То есть на определённой стадии усложнения эмоциональной картины игры наступает качественно новое эстетическое её восприятие, складываясь из сложной мозаики предыдущей в гениальную простоту последующей. Именно эта рациональность творчества характерна для игры голкиперов, так как самый главный критерий их игры – надёжность.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:34 | Сообщение # 8 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| И ещё один из парадоксов футбола – значимость фигуры голкипера для команды очень велика, но он не командный игрок, так как он может показать свой класс в любой другой команде, защищая последний рубеж. Кроме того, полевой игрок, в отличие от вратаря, имеет право на ошибку, которую ещё может исправить коллега по команде и он в гораздо меньшей степени может повлиять на процесс игры.
Переходя к анализу полевых игроков нужно сказать, что эстетизм от их действий складывается из следующих факторов:
- обращение с мячом (включает в себя приём, владение и отдачу мяча любой допустимой правилами частью тела; - умение быстро мыслить: скоротечность футбольных ситуаций, их много вариантность для принятия решения, значительно сужают временные рамки действий футболиста; - уровень творчества: чем оригинальнее мыслит футболист, творчески анализируя ситуацию и моделируя её возможное развитие, тем выше уровень эстетического восприятия его игры.
В зависимости от специализации полевого игрока (нападающий, полузащитник, защитник) наблюдается тот или иной из перечисленных факторов. В своё время была тенденция универсализации игроков – равно умение атаковать, комбинировать, защищаться, но она практически не выдержала про-верки временем. Насколько индивидуален внутренний мир человека, настолько полно он может себя выразить в какой-то одной из этих функций. Средне играя защитником или полузащитником, футболист очень ярко и самобытно выглядит в роли форварда, или наоборот. Эмоциональный мир фут-болиста очень индивидуален и наиболее полно он может реализовывать его, исполняя одну функцию, адекватную этому миру.
Таким образом, красота игры футболиста, динамика его грамотных действий – это важный компонент эстетики футбола, так как от мастерства и взаимодействия отдельных игроков складывается значительное мнение о происходящем на поле.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:35 | Сообщение # 9 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| 4) Эстетика команды.
Игра команды – это коллективные действия, направленные на формирование результата. Значит, добиваются успеха те, кто обладает более высокой степенью командных действий (общая скорость, синхронность движений, точность исполнения технических действий). Стиль команды складывается, как любой сложный механизм, из составляющих – манеры игры футболистов.
В разные времена футбольного летоисчисления появлялись великолепные футбольные ансамбли: «Венгерские волшебники» в 1950-х годах; «Австрийская вундертим»; Бразилия 50-х или 60-х годов; немецкая футбольная машина 70-х. Очень разные по стилю игры: точность, аккуратность, педантизм сборной ФРГ; ажурные кружева австрийцев, хитроумные феерические финты бразильцев, абсолютно точные коллективные действия голландцев.
Все стили очень разные, это вполне объяснимо этнографией игроков и климатическими условиями стран, объединяет же их одно – красота, как категория эстетики. Она складывается из общего восприятия действий, как определённого футболиста, так и всей команды. Причём равно красиво для наблюдателя, как мяч доставлен в ворота чёткими низовыми пасами в одно касание по ломанной траектории, либо слаломной «змейкой Марадоны» от центра поля и до штрафной и голевым ударом. И в первом и во втором случае это воспринимается как прекрасно исполненные действия по всё тому же критерию – красиво. Значит можно сформулировать эстетику командной игры следующим образом – слаженность командных действий, точность техни-ческих приёмов, приведших к достижению цели – гола, вызывает у наблюда-теля чувство прекрасного.
Высшая эстетика предполагает ткань игры, контроль над ней, а контроль над игрой не возможен, если не иметь контроля над мячом. Владеть им команда может или передавая его друг другу, играя в пас, или за счёт индиви-дуального умения футболистов.
Главным в командных действиях является игра в пас. Большое восхищение вызывает хитросплетение паса, антиброуновское движение мяча, осмыс-ленное и логичное по своей сути. Пас – это сгусток энергии, несущий в себе конструктивные либо деструктивные черты, и обязательно смысл. Осмысленный пас – это тавтология. Есть пас корявый – это не просто издержки техники, но это сродни лингвистическому понятию «муки слова» или просторечному «ляпнул, не подумав». Точный пас – это выражение мысли, комбинация есть Диалог, контроль мяча – это Дискурс!
Предельная цель футбола – высказаться и не дать слово сопернику. Таков дискурс критического реализма в своей монологичной структуре.
Деконструктивистская составляющая любого паса или комбинации заключается в том, что даже самый умный пас может быть перехвачен. В этом случае происходит деструкция паса-мысли с последующей ее реконструкцией. Футбол есть фрагментарность речи, ее алогичность, дефективность, шизофреничность. Фрагментарность футбольной речи никудышного футболиста столь очевидна, что даже порой раздражает – так же раздражает заика, читающий монолог Гамлета. Однако раздражение от фрагментарности есть эстетическая цель современного искусства, к которому в полной мере можно присоединить и футбол.
Как и актеры в театре, футболисты на поле стремятся вызвать у наблю-дающих их игру яркие эстетические переживания. Так, приведём слова Пеле: «В игре бразильцев много артистизма, так как они знают, что зрители ждут от них прежде всего красивого представления. Игроки стремятся показать на поле нечто вроде спектакля. Даже если такая игра порой не приносит успеха команде, зрители остаются довольны тем, что увидели отличную игру».
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:36 | Сообщение # 10 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Эстетика игры команды – это главенствующий компонент в формировании восприятия эстетики игры, так как футбол – это в первую очередь командная игра, а отдельные футболисты лишь строят действия единого целого. Насколько успешно им это удастся, настолько красивой и получится игра.
5) Эстетика спортивных сооружений.
В футбол можно играть везде и на любом покрытии – от прекрасной травки до бетона, равно как и в любую погоду. Эстетика восприятия прекрасного в футболе имеет качественные ступени. Можно любоваться игрой мальчишек и также любоваться игрой мастеров на прекрасном стадионе. Разница здесь в объёме получаемой наблюдателем информации. Во втором случае её пакет неизмеримо больше – огромная аудитория болельщиков создаёт эмоциональный фон игры.
Основная задача спортивных сооружений – привлечение как можно большего числа зрителей, что влечёт за собой, естественно, высокое качество игровых полей, позволяющих обеспечить к выполнению высокий технический уровень футболистов. Эстетика стадионов слагается из комфортности для зрителя и футболистов.
Таким образом, можно понять, что роль спортивных сооружений для футбола сточки зрения эстетики заключается в создании максимально удобных условий для восприятия зрелища.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:36 | Сообщение # 11 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| 6) Эстетика болельщиков.
И вот ещё один парадокс футбола – он не может жить без зрителя, зритель должен его видеть, иначе он не существует. Он, как и большинство видов искусств, практически неотделимы от зрителя – он их составляющая. Незначительное исключение могут составить лишь юные мальчишки. Вспомните, как самозабвенно бьются они во дворах – им пока зритель не нужен.
Игра в футбол - это деятельность, совершаемая по строго оговоренным правилам, которые заранее знает зритель. Ему известно, в частности, стремление участников состязания и те потенциальные пути, по которым им дозволено идти к цели. В результате, соревнование сразу же выступает для зрителя как определенная смысловая целостность. Это аналогично особенностям восприятия художественного произведения, которое есть целостное, замкнутое на себе образование, где каждый фрагмент указывает на целое, несет в себе идею этого целого, конкретизирует его. Ссылаясь на Гадамера, можем сказать: для спортивного болельщика художественное произведение, т.е. футбол как игра, понимается как «случай символической репрезентации жиз-ни, и любое переживание в равной степени приближается к этому случаю».
Зрителю одинаково доступен как внешний план поведения футболиста на поле, так и внутренний, т. е. цели действий спортсмена в игре (например, забить мяч в ворота) и способы, которыми атлет может воспользоваться для их достижения. Проще говоря, зритель легко может поставить свое "Я" на место "Я" футболиста и сопереживать ему. У сильно рьяных это доходит до экстаза и одержимости, когда разум, а с ним и самосознание крепко спит, а буйствуют эмоции и чувства. На эстетическом уровне подобное происходит оттого, что таких болельщиков интересует не игра, а фабула – они ожидают победы любимой команды и мало наблюдают за напряженностью и драматизмом борьбы игроков на поле.
Безусловно, такое отношение основывается на развитости эстетического вкуса. И здесь все зависит от зрителя, чего он хочет от футбола – сильных впечатлений или искренних переживаний, эмоциональной разрядки или ощущения постоянной напряженности. Впрочем, нам одинаково интересно и то и другое, ибо, как отметил еще С. Эйзенштейн, присутствующие на стадионе сопереживают действительную борьбу, а не соревнование, воссоздаваемое автором во взаимоотношениях персонажей художественного произведения. Поэтому само желание зрителя «помочь спортсмену» естественно.
Футбол – это жизнь, а жизнь – это театр, где мы все актеры. Футбол – это театр, и фанаты ходят на стадион как на театральное представление, ожидая получить неповторимое эстетическое наслаждение. Действительно, театральный элемент придает свежесть и смачность футбольным спектаклям. Так, знаменитый Диего Марадона, помимо спортивных способностей, был еще и великим комиком. Низкорослый крепыш, почти толстячок, этот футбольный Дени де Вито, мастерски шулерствовал (сакраментальный гол рукой 1986 года), симулировал, скандалил. А звезда английского футбола, любимец публики Пол Гаскойн умело и профессионально безобразничает не только на поле, но и в не рабочей обстановке.
Наличие комиков и скандалистов, романтиков и истериков в футболе необходимо. Собрание этих амплуа обеспечивает дополнительную поддержку зрителя, команда с таким набором «исполнителей» непременно выиграет, воля к победе осуществится. Правда есть один недостаток: в театральном действе все совершается по сценарию и тогда важно наличие игрового элемента у актеров, иначе спектакль оказался бы безынтересным. В футболе сценарий есть, но его можно легко переписать (победить может не самый сильный). Такая непредсказуемость исполнения выдает дополнительные авансы популярности футбола.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:44 | Сообщение # 12 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| 7) Эстетика судейства.
Как уже говорилось ранее – игру определяют правила, установленные много лет назад англичанином Трингом (1862г.) они мало изменились. Естественно, что и люди, контролирующие их, должны строго следовать им. Точность их соблюдения влияет на ход футбольного матча, на его восприятие, значит и на эстетику футбола. А фактор, могущий повлиять на изменение философской категории, является частью этой категории.
В чём же эстетика судейства? На этот вопрос прекрасно в своё время ответил президент ФИФА Зеп Блаттер: «Хороший судья не виден». Очень точное и ёмкое определение. Судейские действия не должны менять естественного течения игры, они лишь должны подправлять её течение. Лишь обострённо тонкое понимание сути игры судьи в каждом отдельном случае может создать чувство гармонии, чувство красоты футбольного матча и при этом его действия должны быть не замеченными для зрителей. Сложнейшая задача пройти между «Сциллой и Харибдой» судейства. И что бы избежать крайностей, сломав игру частыми остановками, либо бесстрастно наблюдая за грубостью, судья должен действовать на грани интуиции и холодного анализа ситуации, причём за считанные мгновения. И, если это ему удаётся, – снова зритель видит во всей своей красоте футбол.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:45 | Сообщение # 13 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| 8) Эстетика отражения футбола СМИ.
Как и в судействе, освещение футбольных матчей газетами, радио, телевидением очень субъективно и во многом зависит от интерпритатора футбольного матча. Один точно и не назойливо комментирует ход игры, второй назойливо подсказывает, как надо было сыграть в том или ином моменте матча. Первый органично вписывается в ткань эстетического полотна футбола, второй рвёт её на разномастные лоскутки.
У всех жанров и способов есть свои специфические особенности – аудио, видео каналы, но, чтобы эстетически соответствовать отображаемому материалу, необходимо стать частью этого материала, вернее, процесса, причём не доминирующей, а косвенной. И тогда у зрителя-слушателя действительно создаётся органичная картина футбольного действа, естественного и прекрасного.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Ладонь, 07.12.2013, 18:45 | Сообщение # 14 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
| Таким образом, нами рассмотрены составляющие эстетического восприятия футбола, но пока не выведена основная формула эстетики футбола. Для решения этой задачи необходимо выделить основную составляющую эстетики футбола. Для этого используем парадоксы, уже описанные выше. Разница в антропометрических данных футболистов не влияет на эстетическое восприятие их действий. Экипировка, судейство, стадионы, болельщики – только второстепенные составляющие эстетического восприятия футбола, для выведения формулы эстетики, поэтому выведем их из анализируемого объекта. Осталась доминирующая, которая может быть сформулирована следующим образом: эстетика футбола – это физическое воплощение мысли.
Раскроем эту формулировку. Любое действие футболиста отображает его мысль, его способ решения игровой проблемы и чем выше его технический класс и уровень мышления, тем большую эстетическую категорию прекрасного они представляют. Финт, пас, удар в исполнении классных мастеров выглядит поразному, но всё равно высшего качества, а объединяет их то, о чём уже говорилось – воплощение мысли в траекторию движения игрока и мяча. Причём, чем выше уровень мышления футболиста, тем выше уровень стохастики (непредсказуемости) его действий и тем выше эстетическое восприятие.
Волк
|
|
| |
Волк | Дата: Кулак, 08.12.2013, 13:24 | Сообщение # 15 |
Сэр бродяга
Группа: Совет
Сообщений: 3237
Статус: Offline
|
Волк
|
|
| |
|
| |